СОЛИДНЫЙ СТИЛЬ

СОЛИДНЫЙ СТИЛЬ

СОЛИДНЫЙ СТИЛЬ

СОЛИДНЫЙ СТИЛЬ

СОЛИДНЫЙ
В слове «солидный» сегодня звучит целый пласт смыслов — от ассоциаций с властью и уважением до ироничной игры смыслов. Оно одновременно отражает деловой образ, статус и актуальность.

Вместе с экспертами из мира моды приглашаем вас погрузиться в историю того, как менялся деловой стиль в России на протяжении десятилетий, и посмотреть, какие узнаваемые образы воплощают солидный стиль с 90-х годов до наших дней.

В конце пройдите тест, который определит ваш инвестиционный стиль и представит вас в роли солидного инвестора.
1990
Малиновые пиджаки демонстрировали новую Россию. В начале-середине 1990-х известные мировые бренды одежды и обуви начали приходить в Россию, открывая магазины через местных владельцев, поскольку самим компаниям было рискованно выходить на неизведанный рынок. В те годы прослойки легального бизнеса фактически не существовало — его место занимали криминальные группировки и авторитеты, которые подражали стилю, увиденному за границей или в кино.

Символом успеха и богатства в этой среде стал малиновый пиджак, впервые показанный в 1992 году в коллекции Джанни Версаче и вскоре активно привозимый новоявленными предпринимателями. Постепенно он превратился в знак статуса, а к концу десятилетия проник и в массовую моду.

В стране с дефицитом и общей серостью яркая одежда воспринималась как признак праздника и надежды, поэтому шоу-бизнес и влиятельные фигуры активно носили броские цвета, пробуждая желание таких вещей и у простых людей.
Алексей Лисицкий
Персональный мужской стилист для состоятельных клиентов
Малиновые пиджаки демонстрировали новую Россию
В девяностых деловой стиль женщины напоминал доспехи. Широкие плечи, строгие линии, тёмные оттенки — чёрный, серый, глубокий бордо — становились не просто модой, а способом заявить о праве на место в мужском мире. Пиджак с подплечниками был символом власти, костюм — паролем в закрытый клуб бизнеса.

Но вместе с этим в каждом силуэте чувствовалась и уязвимость: за жёстким фасадом скрывалось желание быть принятой. Достаточно вспомнить Working Girl или холодную сексуальность Деми Мур в Disclosure — женщина в костюме не только бросала вызов, но и показывала, как много стоит ей этот вызов.
Дарья Самкович
сооснователь plus-size бренда Divno, основатель бренда I AM Studio
Женщины облачились в доспехи из костюмов
В 90-е показать свой авторитет мужчина мог визуальной демонстрацией силы. В ход шли кожаные куртки, малиновые пиджаки. Хоть это и клише, обывателю было просто классифицировать. Одежда сразу говорила: это «братва» уважаемого человека. Сам авторитет оставался в тени. А при необходимости выйти в свет, одевался в характерный для того времени двубортный свободный костюм.
Александр Клейменов
Персональный стилист топ-менеджеров и предпринимателей
Солидность — демонстрация силы
2000
В нулевые случился пик формального внешнего вида и строгих правил. Предприниматель выходит на первую линию. На деловую встречу мужчины приезжали в полной экипировке: костюм, сорочка, галстук. Отклонения недопустимы. Оделся более расслабленно? Получай отказ.

Это был период расцвета самых культовых брендов, которые на сегодняшний день звучат уже, как «попса»: Dolce Gabbana, Gucci, Louis Vuitton. Особое место среди крупных предпринимателей и чиновников занимал Brioni, являвшийся лакмусовой бумажкой масштаба и важности персоны.
Александр Клейменов
Персональный стилист топ-менеджеров и предпринимателей
Расцвет брендов и приоритет жестких рамок
С новым тысячелетием деловой стиль смягчился и обрел гламурный блеск. Женщина больше не скрывала свою природу — она позволяла себе юбку-карандаш, приталенный жакет, блеск атласа и шпильки. Белый и бежевый вошли в офис наравне с серым, а яркие аксессуары стали своеобразными «подписями» к образу.

Это была эпоха, когда женственность превращалась в инструмент власти. В The Devil Wears Prada Мэрил Стрип демонстрировала, как строгая элегантность может внушать трепет, а Legally Blonde делала розовый костюм символом уверенности и свободы. Женщина уже не копировала мужчин — она играла собственные роли.
Дарья Самкович
сооснователь plus-size бренда Divno, основатель бренда I AM Studio
Женственность как инструмент власти
С середины 1990-х в России стремительно распространяются знания о классической мужской одежде: появляются предприниматели, которые продвигают культуру грамотного ношения костюма и открывают мульти- и монобрендовые бутики, заказывают коллекции на итальянских фабриках или создают собственные марки.

В то время бизнесмены летали в Италию за Armani или Hugo Boss, чтобы избежать российских наценок, а главным символом успеха становился дорогой костюм — чаще всего синего или серого цвета, однотонный либо в узкую полоску, с жёсткими плечевыми накладками, создающими силуэт силы и уверенности. Такой образ дополняли белая, голубая или розовая сорочка, нагрудный платок, туфли на шнурках, ремень и портфель, нередко из экзотической кожи, придающей особый статус. Особый шик: ремни, обувь и аксессуары из кожи крокодила или страуса.

Дополняло этот образ телефоны VIRTÙ, дорогие версии NOKIA. Предприниматели кроме Mercedes E и S-класса выбирают немецкие и итальянские суперкары Porsche Ferrari и Maserati.

В деловой среде костюм воспринимался как своего рода «броня», олицетворяющая непоколебимость и респектабельность.
Алексей Лисицкий
Персональный мужской стилист для состоятельных клиентов
Синие костюмы и обувь из кожи крокодила
2010
Устав от эпохи гламура и показательного богатства, подгоняемый технологическим прогрессом и выходом первых Iphone, стиль стал приобретать прямо противоположное воплощение. Это зачатки универсального smart casual, но ещё в состоянии борьбы нормкора Стива Джобса и хипстерской эстетики тогдашней молодежи.

Конечно, предпринимательская среда не примеряла на себя активно постгранж в виде дерзких принтов, обилия денима и ярких акцентов, но это начало эпохи активного включения в ежедневные мужские гардеробы трендов в любом своём проявлении. 10-е — расцвет интернета, бизнеса в сети и первых инфопродуктов. Предприниматель становится расслабленным и не обременённым правилами, а главное транслируемое богатство — свобода и независимость.
Александр Клейменов
Персональный стилист топ-менеджеров и предпринимателей
Статус определяется независимостью
Деловой стиль вступил в десятилетие минимализма, но вовсе не отказался от цвета. Да, серо-бежевые капсулы стали базой, но рядом с ними в офисах появились костюмы всех оттенков — от изумрудного до ярко-красного. Жакет перестал быть «офисным реквизитом» и стал универсальным инструментом стиля: его носили на свидания, надевали поверх платья на вечеринку или сочетали с джинсами в повседневности. Комфорт и универсальность стали новой роскошью, а белые кроссовки рядом с пиджаком — новым кодом силы. В фильме The Intern Энн Хэтэуэй олицетворила эту эпоху — строгая и минималистичная, но при этом свободная в движениях и выборе.
Дарья Самкович
сооснователь plus-size бренда Divno, основатель бренда I AM Studio
Комфорт и кроссовки — новая роскошь
Стив Джобс как главный модник поколения
Наступает эра IT бизнеса — тон задают Стив Джобс с его кроссовками New Balance и черными водолазками. Стиль смещается в сторону нормкора: кроссовки, простые футболки и комфорт важнее строгих правил. Часть бизнесменов старше 35 по‑прежнему ценит костюмы, сочетая их с трикотажем, джинсами или даже кедами.

Костюм превращается из обязательного атрибута деловой среды в средство самовыражения, а мода всё больше тяготеет к гибридным решениям: брюкам на кулиске, удлинённым курткам Loro Piana, Moncler, Herno, обуви вроде культовых Loro Piana Open Walk. Портфели уступают место рюкзакам строгой формы, а рост числа гаджетов делает аксессуары более функциональными и гармоничными с расслабленным деловым стилем. Телефоны с золотом и платиной сменяются на новые модели Iphone, а в середине нулевых вместо классических часов на запястье появляются первые модели Apple Watch.
Алексей Лисицкий
Персональный мужской стилист для состоятельных клиентов
2020
Главными внешними признаками успешного мужчины являются:
− опрятность
− уместность
− идеальная посадка
− акценты

Необязательно носить костюм-тройку, галстук, запонки и умирать от дискомфорта. Самое актуальное сейчас — стиль смарт-кэжуал. Тандем удобства и представительского внешнего вида. Нужно лишь понять, что подходит именно вашему телосложению, довести до идеала длину брюк, рукавов и не заигрывать с трендами! Минимализм, тихая роскошь и old money уже стали слишком токсичными, как и любые «наставления» модных домов. Люди стали выбирать осознанность, практичность, универсальность и максимальную уместность.
Александр Клейменов
Персональный стилист топ-менеджеров и предпринимателей
Комфорт и уместность как главная демонстрация современной солидности
Сегодня деловой стиль — это больше не дресс-код, а язык самовыражения. Деловой стиль перестаёт быть унифицированным. Сочетается несочетаемое: спортивные худи с дорогими жакетами, трикотаж с кожей, кроссовки с костюмом. Материалы экологичные, устойчивые, переработанные. Цвета становятся смелее: от total black до лайма и сирени.

В эпоху Zoom и удалённой работы верх может быть более официальным, а низ более комфортным. И всё же именно в этом кроется сила: впервые за десятилетия стиль перестал диктоваться правилами и стал личной историей. Здесь возможен и строгий total black, и сиреневый костюм, и платье, соседствующее с кроссовками. Современные героини She Said или Industry подтверждают это: каждая женщина формирует собственный код власти.
Дарья Самкович
сооснователь plus-size бренда Divno, основатель бренда I AM Studio
Сочетаем несочетаемое
Пандемия ускорила переход к более функциональной и технологичной одежде: костюмы теперь шьют из смесовых тканей, в деловой среде доминирует трикотаж.

Современная классика тяготеет к ретро-эстетике — свободные брюки с высокой талией и защипами, удлинённые пиджаки с мягкими плечами и широкими лацканами, обувь в духе мягких лоферов на резиновой подошве.

Общая тенденция — расслабленность и комфорт, но пиджак по‑прежнему остаётся символом надёжности, респектабельности и интеллекта, вне зависимости от смены модных силуэтов.
Алексей Лисицкий
Персональный мужской стилист для состоятельных клиентов
Возвращение к костюмам, но в удобных силуэтах
Современный предприниматель может выглядеть очень по-разному и это стало нормой. Он может прийти на деловую встречу в худи или футболке, или в джинсах и оверсайз рубашке. Совершенно нормально миксовать разные стили. В том числе уличный стиль с деловым. Например, вместе с пиджаком и рубашкой можно надеть массивные кроссовки.

Точно стало больше ярких аксессуаров и деталей. Даже люди, которые придерживаются делового стиля, вполне могут дополнять его яркими очками или носками. Сейчас одежда, кроме базовых функций и маркера статуса, приобрела ещё и функцию транслирования своих ценностей и сообщений. Одежда — это наш визуальный язык. И теперь он стал разнообразнее и свободнее.
Максим Ганисевский
Основатель бренда одежды ZNWR
Деловой стиль за гранью рамок
SolidBroker
prev

Твой стиль
инвестирования

Пройди тест, чтобы узнать свой стиль инвестирования

© 2025 АО ИФК «Солид». Все права защищены. СОЛИД Брокер используется АО ИФК «Солид» в качестве товарного знака. Информация и мнения, представленные на данном ресурсе, подготовлены специалистами компании АО ИФК «Солид». Полное или частичное предоставление материалов третьим лицам возможно в случаях и на условиях, определенных законодательством. Настоящий документ не может рассматриваться в качестве публичной оферты. АО ИФК «Солид», его руководство и сотрудники не несут ответственности за инвестиционное решение клиента, основанное на информации, содержащейся на странице. Лицензии на осуществление: - брокерской деятельности – № 045-06790-100000, выдана ФКЦБ России 24 июня 2003 г. без ограничения срока действия; - дилерской деятельности – № 045-06793-010000, выдана ФКЦБ России 24 июня 2003 г. без ограничения срока действия; - деятельности по управлению ценными бумагами – № 045-06795-001000, выдана ФКЦБ России 24 июня 2003 г. без ограничения срока действия; - депозитарной деятельности – № 045-06807-000100, выдана ФКЦБ России 27 июня 2003 г. без ограничения срока действия. Индивидуальные инвестиционные рекомендации могут предоставляться исключительно в рамках заключенного Договора об инвестиционном консультировании. Информация, предоставляемая в рамках сервисов сайта, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Услуги по управлению инвестиционными фондами оказывает АО «СОЛИД Менеджмент». Лицензия ФКЦБ России № 21-000-1-00035 от 27.12.1999 на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выдана ФСФР России от 13.11.2008 г. № 045-11768-001000.